Наверное, все видели недавно вышедший фильм «Оппенгеймер» об изобретателе, который создал атомную бомбу. В этой статье расскажем об одном ученом из Бронкса, который тесно работал с Оппенгеймером и тоже добился выдающихся результатов в науке и исследовательской работе, а именно в ядерном рассеивании, статической физике и квантовой оптике. Далее на i-bronx.
Детство на колесах
Рой Джей Глаубер родился 1 сентября 1925 года в семье коммивояжеров. Отец едва дождался, пока ребенку исполнится 2 года и сможет вернуться к работе. Как только Рой немного подрос, родители покинули свою крошечную квартиру на Манхэттене и отправились в путь. Они ездили от фермы к ферме на Среднем Западе и продавали разнообразные товары. Практически каждую ночь семья ночевала в разных местах — как правило, это были маленькие неудобные комнаты, арендованные у фермеров. Мать Роя по образованию была учительницей начальной школы, поэтому она отчаянно пыталась сделать кочевую жизнь как можно более познавательной для своего сына. Глаубер вспоминает, что мать всегда посещала с ним пожарные и полицейские участки, парки и фабрики, мастерские и разные учреждения. Эти дни Рой вспоминал с особой теплотой и радостью, ведь именно они и представляли собой его настоящее детство. Ради этого он соглашался терпеть долгую дорогу, скучную торговлю и постоянную смену мест для ночевки.
Но в 1929 году все поменялось. Компания, в которой работал отец, потерпела крах, машину изъяли. В тот день Рой впервые ехал на настоящем поезде и чувствовал себя совершенно счастливым, в отличие от родителей.

Кочевая жизнь закончилась, но семья все равно постоянно переезжала с одной квартиры на другую, пытаясь свести концы с концами. В 1931 году у Роя появилась сестричка, а он сам пошел в школу. Наконец, семья Глауберов остановилась на одном месте в Бронксе и начала привыкать к стабильной статичной жизни.
Статью с интересными фактами про Бронкс читайте по ссылке.
Рой хорошо учился в школе, любил математику и естественные науки. Но настоящей его страстью стала астрономия, после того, как он впервые попал в планетарий. Потом Рой увлекся физикой. Еще в школе он начал создавать свои первые изобретения. Среди них: рефлекторный телескоп и устройство обнаружения явлений поляризации по отражению.
В 12 лет Рой Джей Глаубер выступил впервые с научным докладом при Американском институте Нью-Йорка на горе Паломар. Тогда юный ученый представил будущий 200-дюймовый телескоп.
Высшая научная школа Бронкса и Гарвард
В 1938 году открылась Высшая научная школа Бронкса, Рой стал одним из первых ее студентов. Поток был действительно легендарным, среди его одноклассников были будущие лауреаты Нобелевской премии: Шелдон Глешоу и Стивен Вайнберг.

После затяжной Великой депрессии в образовании наконец-то произошло пробуждение. И студенты, и преподаватели с энтузиазмом погрузились в мир науки. В этот период у Роя был научный наставник Дороти Беннетт, ассистент преподавателя в планетарии Хайдена. Она была свидетелем его выступления о телескопе на горе Паломар и пригласила парня в детский астрономический клуб, что еще больше обострило интерес Роя к созданию оптических инструментов. В 1939 году рефлекторный телескоп Глаубера был представлен на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Увлеченный исследовательской деятельностью, парень пропускал много занятий по другим дисциплинам, но преподаватели прощали способному студенту прогулы, ведь своими выступлениями и изобретениями он обеспечивал солидную репутацию для школы. Многие предметы он сдавал экстерном.
В 1941 году Рой выступил с приглашенным докладом на конференции Нью-Йорка о фотографиях, сделанных его телескопом. В том же году 16-летний Глаубер поступил в Гарвард. Он не планировал подавать документы в этот университет, но один его хороший знакомый убедил, что это идеальное место для него.

Хотя Рой получил приглашение от нескольких других колледжей, только Гарвард предоставил ему полную стипендию. Рой вспоминает:
«Колледж для всех студентов был прежде всего социальным опытом, на который наложилось бремя курсовой работы. С другой стороны, для меня, пропустившего несколько классов и на два года младшего большинства своих одноклассников, все было наоборот. Я наслаждался некоторыми социальными контактами, но упорно работал над учебой, иногда считая ее сложным, но в общем-то хорошо спланированной, она действительно доставляла мне удовольствие».

Манхеттенский проект
Первый же учебный год Роя в Гарварде был прерван нападениями Японии на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года, что привело к вступлению США во Вторую мировую войну. В результате мобилизации многим преподавателям пришлось пойти на военную службу, а другие сократили курсы, чтобы ускорить обучение студентов.
Глаубер зарегистрировался в Национальном реестре научного персонала и был призван в октябре 1943 для работы над Манхеттенским проектом. Через несколько месяцев он прибыл в лабораторию в Лос-Аламосе, где работал вместе с выдающимися учеными, такими как Джон фон Нейман, Ганс Бете, Ричард Фейнман и Роберт Оппенгеймер.
Глаубер провел в Лос-Аламосе три года и был там одним из самых молодых научных сотрудников проекта. На момент приезда парню было всего 18 лет. Рой в основном занимался исследованием диффузии нейтронов, что было важно для определения критической массы ядерных материалов. Эта работа проводилась под руководством Роберта Сербера и была оформлена в трех крупных секретных документах, часть из которых до сих пор остается закрытой для широкой общественности. Среди опубликованных результатов были аналитические решения обобщенного уравнения Милна для диффузии, найденные Глаубером.

На встрече нобелевских лауреатов в Линдау в 2016 году Глаубер прокомментировал Манхеттенский проект. Тогда он подчеркнул, что никто не рассматривал это оружие как необходимость борьбы с Японией. Руководство проекта было больше озабочено угрозой со стороны Германии, хотя к моменту использования бомбы этой угрозы уже не существовало. После окончания проекта вся ответственность за использование его результатов перешла к военным.

Насыщенная исследовательская жизнь
Вернувшись в Гарвард в 1946 году, Глаубер продолжил обучение, завершил обязательные курсы бакалавриата и магистратуры по физике, а также приступил к работе над диссертацией для получения степени доктора философии. Хотя формально его руководителем был Джулиан Швингер, на самом деле он работал самостоятельно.
В 1950 году Рой получил постдокторскую должность в Институте перспективных исследований в Принстоне под руководством Роберта Оппенгеймера. И все же Глаубер продолжал учиться и ездить по стране с лекциями.

Через три года его снова потянуло к альма-матери — он вернулся в Гарвард как преподаватель, затем стал доцентом, а потом получил и профессорскую степень.
Глаубер являлся членом Американского физического общества с 1972 года, Оптического общества Америки с 1985 года, Национальной академии наук с 1988 года и иностранным членом Королевского общества с 1997 года. Он также работал в Национальном консультативном совете Центра по контролю над вооружениями.
Кроме Нобелевской премии в 2005 году, Рой Глаубер получил многочисленные награды за свои исследования. Среди них медаль Альберта А. Майкельсона (1985), награда Макса Борна (1985), премия Гумбольдта (1989), премия Дэнни Гейнемана (1996) и медаль золотого совета по научным исследованиям (2008).
Вклад Глаубера в ядерное рассеяние, статистическую физику и квантовую оптику бесценный. Он создал наследие, оставившее след в современной физике. Его концепция оптической когерентности послужила основой для описания света и способствовала развитию квантовой науки.

Кроме того, Глаубер был преданным преподавателем и замечательным педагогом. Многие его студенты стали уважаемыми учеными и исследователями.
Умер Рой Глаубер 26 декабря 2018 года в Ньютоне, штат Массачусетс в возрасте 93 лет.
Статью про еще одного выдающегося ученого из Бронкса читайте по ссылке.